Рассылка

Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.



ПОВЫШЕНИЕ МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Авторы: М.Е. Жалко

Аннотация. Рассмотрены основные вопросы при проектировании морозозащитных слоев дорожных одежд лесовозных дорог путем использования современных водопропускных дренирующих конструкций. Лесотранспортные пути, расположенные на переувлажненных, подтапливаемых и сырых грунтах подвержены значительному снижению прочностных и морозозащитных показателей. Физико-механические характеристики конструктивных слоев традиционных конструкций дорожных одежд автомобильных дорог в рассматриваемых условиях не способны обеспечить требуемые показатели. Это накладывает ограничения на строительство и эксплуатацию лесовозных дорог. Несмотря на ряд проведенных исследований, задача создания морозоустойчивых дорожных одежд, с приемлемыми эксплуатационными свойствами остается нерешенной. Таким образом, решить проблему позволит соответствующая методика расчета дренирующих конструкций, с улучшенными прочностными показателями, с учетом гидро-геологических условий эксплуатации, что и определило цель настоящей работы. Целью исследований была разработка требований к показателям морозоустойчивых дорожных одежд лесовозных дорог с использованием дренирующих конструкций.. В работе были решены следующие задачи: разработка требований к морозозащитным конструкциям дорожных одежд лесовозных дорог; оценка влияния дренирующих устройств на прочностные и морозозащитные свойства дорожной одежды лесовозных дорог. Результатами работы стала разработка конструктивной схемы расположения дренирующих элементов. Выбран вариант шахматного расположения дренирующих конструкций, которые располагаются только в дренирующем слое. Обоснованы размеры дренирующих слоев. Снижение влажности конструктивных слоев дорожных одежд привело к существенному повышению морозозащитных свойств, снизилась величина ожидаемого зимнего пучения. Проведены расчеты дренирующих слоев. Учитывая адекватность полученных результатов, предложенные решения по расположению дренирующих конструкций могут быть рекомендованы для использования при строительстве лесовозных дорог.

Ключевые слова: лесовозные дороги, дренирующие конструкции, морозоустойчивость.

 

INCREASING THE FROST RESISTANCE OF ROAD PADING FOR FOREST ROADS

Annotation. The main issues in the design of frost-protective layers of road pavement for logging roads by using modern culvert drainage structures are considered. Timber transport routes located on waterlogged, flooded and damp soils are subject to a significant decrease in strength and frost protection indicators. The physical and mechanical characteristics of the structural layers of traditional pavement structures of highways under the conditions under consideration are not able to provide the required performance. This imposes restrictions on the construction and operation of logging roads. Despite a number of studies, the problem of creating frost-resistant pavements with acceptable performance properties remains unresolved. Thus, an appropriate method for calculating drainage structures with improved strength indicators, taking into account the hydro-geological operating conditions, will solve the problem, which determined the purpose of this work. The purpose of the research was to develop requirements for the indicators of frost-resistant road pavements for logging roads using drainage structures. The following tasks were solved in the work: development of requirements for frost-resistant pavements for logging roads; assessment of the effect of drainage devices on the strength and frost-protective properties of the road pavement of logging roads. The result of the work was the development of a constructive scheme for the location of drainage elements. A variant of the staggered arrangement of drainage structures was chosen, which are located only in the drainage layer. The dimensions of the draining layers are substantiated. A decrease in the moisture content of the structural layers of pavements has led to a significant increase in frost-protective properties, and the magnitude of the expected winter heaving has decreased. Calculations of drainage layers have been carried out. Given the adequacy of the results obtained, the proposed solutions for the location of drainage structures can be recommended for use in the construction of logging roads.

Key words: logging roads, drainage structures, frost resistance.