Рассылка

Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПА ПОТОКАПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Авторы: В.В. Побединский, C.И. Булдаков, И.Н. Кручинин, С.В. Ляхов, Е.С. Анастас, И.А. Карабутова

Рассмотрена проблема повышения качества проектирования и сокращения сроков строительства дорожных покрытий автомобильных дорог. Отмечается, что существующие методы являются недостаточно корректными в случаях, когда исходные или промежуточные расчетные данные несут свойство неопределенностей различного вида. Проблема особенно актуальна в настоящее время, когда в стране реализуется Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для выполнения таких стратегических планов развития дорожной отрасли необходимы новые более совершенные методы проектирования, в которых используются современные достижения информационных технологий. Одной из ответственных проектных процедур является определение длины технологического участка дороги при строительстве для выполнения за рабочую смену. Эта величина называется темп потока и влияет на все технологические параметры при устройстве дорожных покрытий. В работе предложено решение проблемы на основе интеллектуальной нечеткой системы определения основной проектной характеристики дорожного покрытия – темпа потока, разработка которой и составила цель настоящей работы. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: 1) постановка задачи в содержательном виде; 2) разработка структуры обобщенной модели интеллектуальной системы; 3) введение нечеткости в задачу и определение переменных задачи; 4) разработка базы правил для нечеткого вывода; 5) выполнение нечеткого вывода для промежуточного слоя нейронечеткой сети; 6) Выполнение нечеткого вывода для выходной переменной в системе Matlab; 7) Реализация в компьютерной программе в среде Simulink модели интеллектуальной системы Результатом исследований является разработанная интеллектуальная система для определения темпа потока при устройстве дорожного покрытия и программная реализация модели в среде Matlab. Практическое применение результатов предусмотрено для проектирования технологических параметров дорожных покрытий.

Ключевые слова: дорожное покрытие; темп потока за смену; интеллектуальная система; нечеткая система.

 

INTELLIGENT SYSTEM FOR DETERMINING FLOW RATE WHEN DESIGNING ROAD SURFACES

The problem of improving the quality of design and shortening the construction time of road surfaces of highways is considered. It is noted that the existing methods are not correct enough in cases where the initial or intermediate calculated data carry the property of various types of uncertainties. The problem is especially urgent at the present time, when the National Project "Safe and High-Quality Roads" is being implemented in the country. To implement such strategic plans for the development of the road industry, new, more advanced design methods are needed that use modern advances in information technology. One of the responsible design procedures is to determine the length of the technological section of the road during construction to be completed per work shift. This value is called the flow rate and affects all technological parameters during road paving. The paper proposes a solution to the problem on the basis of an intelligent fuzzy system for determining the main design characteristic of the road surface - the flow rate, the development of which was the purpose of this work. To achieve the goal, the following tasks were solved: 1) setting the task in a meaningful way; 2) development of the structure of a generalized model of an intelligent system; 3) the introduction of fuzziness in the problem and the definition of input and output variables; 4) development of a base of rules for fuzzy products; 5) performing fuzzy inference for the intermediate layer of the neural fuzzy network; 6) Performing fuzzy inference for the output variable in the Matlab system; 7) Software implementation of an intelligent system in the Simulink environment. The result of the research is the developed intelligent system for determining the rate of flow when constructing the road surface and the software implementation of the model in the Matlab environment. Practical application of the results is provided for the design of technological parameters of road surfaces.

Keywords: road surface; flow rate per shift; intelligent system; fuzzy system.