Рассылка

Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.



ПРИМЕНЕНИЕ ГИДРОФОБНЫХ ДОБАВОК ИЗ НЕФТЕЗАГРЯЗНЕННЫХ ГРУНТОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСНЫХ ДОРОГ С МОРОЗОУСТОЙЧИВЫМИ ДОРОЖНЫМИ ОДЕЖДАМИ

Авторы: А.А. Колобова, И.Н. Кручинин, Э.Р. Ахтямов, А.А. Лабыкин

Рассмотрены основные проблемы по совершенствованию строительства лесных автомобильных дорог путем использования гидрофобных добавок из отходов нефтяной промышленности. Лесотранспортная инфраструктура, чаще всего располагается в сложных природно-климатических условиях, что накладывает определенные ограничения на применение дорожно-строительных материалов, способных обеспечивать требуемое их транспортно-эксплуатационное состояние. Применяемые при строительстве лесотранспортной инфраструктуры дорожно-строительные материалы отличаются не только стабильностью своих физико-механических характеристик, но и значительной стоимостью и дороговизной доставки. Эти факторы негативно отражаются на стоимости строительства и эксплуатации лесотранспортной инфраструктуры. При этом имеется значительное количество отходов нефтяной промышленности, практически не используемых в строительной практике. Речь идет о нефтезагрязненных грунтах. Несмотря на значительное количество исследований, задача использования нефтезагрязненных грунтов остается нерешенной. Таким образом, решить проблему позволит использование нефтезагрязненных грунтов при строительстве лесных дорог, с морозоустойчивыми дорожными одеждами, что и определило цель настоящей работы. Целью исследований стало обоснование возможности использования нефтезагрязненных грунтов и разработка требований к технологиям строительства морозоустойчивых дорожных одежд лесных дорог с использованием гидрофобных добавок из нефтегрунтов. В работе была решена следующая задача: разработать требования к гидрофобным добавкам из нефтезагрязненных грунтов для строительства морозоустойчивых дорожных одежд лесных автомобильных дорог. Результатами работы стала разработка технологии введения в нефтезагрязненные грунты гранулометрических добавок и минеральных вяжущих.  Было определено, что необходимый расход гранулометрической добавки для глинистого нефтезагрязненного грунта должен составлять от 30 до 50%.  Оказалось, что наименьшие значения высоты поднятия капиллярно-поровой влаги могут быть получены при использовании нефтезагрязненного грунта с 30% гранулометрической добавкой и добавкой технического гипса от 10 до 12%. Учитывая достаточную адекватность лабораторно-производственных испытаний, результаты подборов добавки могут быть рекомендованы для использования в практике строительства морозоустойчивых дорожных одежд лесных дорог.

Ключевые слова: лесные дороги, нефтезагрязненные грунты, лесотранспортная инфраструктура.

 

APPLICATION OF HYDROPHOBIC ADDITIVES FROM OIL CONTAMINATED SOILS FOR THE CONSTRUCTION OF FOREST ROADS WITH FROST-RESISTANT PATHWAYS

The main problems of improving the construction of forest roads through the use of hydrophobic additives from the waste of the oil industry are considered. Forest transport infrastructure is most often located in difficult natural and climatic conditions, which imposes certain restrictions on the use of road construction materials that can ensure their required transport and operational condition. The road construction materials used in the construction of roads are distinguished not only by the stability of their physical and mechanical characteristics, but also by the significant cost and high cost of delivery. These factors have a negative impact on the cost of construction and operation of the forest transport infrastructure. At the same time, there is a significant amount of waste from the oil industry, which is practically not used in construction practice. We are talking about oil-contaminated soils. Despite a significant amount of research, the problem of using oil-contaminated soils remains unresolved. Thus, the use of oil-contaminated soils in the construction of forest roads, with the necessary frost-resistant pavement, will solve the problem, which determined the purpose of this work. The purpose of the research was to substantiate the possibility of using oil-contaminated soils and develop requirements for the construction technologies of frost-resistant forest roads using hydrophobic additives from these oil soils. The following task was solved in the work: to develop requirements for hydrophobic additives from oil-contaminated soils for construction for the construction of frost-resistant road pavements for forest roads. The results of the work were the development of a technology for introducing granulometric additives and mineral binders into oil-contaminated soils. It was determined that the required consumption of a granulometric additive for clayey oil-contaminated soil should be from 30 to 50%. It turned out that the smallest values of the rise of capillary-pore moisture can be obtained when using oil-contaminated soil with a 30% skeletal additive and an additive of technical gypsum from 10 to 12%. Given the sufficient adequacy of laboratory and production tests, the results of the selection of additives can be recommended for use in the practice of building frost-resistant pavement for forest roads.

Key words: forest roads, oil-contaminated soils, forest transport infrastructure.