Рассылка
Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.
РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К УПЛОТНЕННОМУ СНЕЖНОМУ ПОКРОВУ ЗИМНИХ ЛЕСНЫХ ДОРОГ
Рассмотрена проблема совершенствования оценки транспортно-эксплуатационного состояния зимних лесных автомобильных дорог, эксплуатирующихся в уплотненном снежном покрове. Учитывая, что лесные дороги в зимний период не только обеспечивают систему транспортировки древесины, но и оказывают значительное влияние на средообразующую функцию леса, необходимо рассмотреть возможность проведения мероприятий по обеспечению устойчивого управления лесами, что накладывает существенные ограничения на требования к зимним лесным дорогам. Как показывает практика, для зимних дорог, чаще всего используются уплотненный снежный покров. Использование снега в качестве дорожно-строительного материала вызывает значительные сложности, как в строительстве, так и в эксплуатации зимних лесных дорог.Таким образом, решить проблему позволит соответствующая методика оценкитранспортно-эксплуатационных параметров уплотненного снежного покрова зимних дорог, с учетом природно-климатических условий эксплуатации, что и определило цель настоящей работы. Целью исследований была разработка требований к зимним лесным дорогам, работающим в уплотненном снежном покрове.В задачи исследований входили экспериментальная оценка физико-механических свойств снежных поверхностей, расположенных в лесосырьевых базах Свердловской области, а также проведение комплекса полевых испытаний, по оценке прочностных свойств снежных поверхностей, методом динамического упругого прогиба. Динамический упругий прогиб снежного покрытия измерялся с помощью динамического плотномера. Результатами работы стала разработка требований к уплотненному снежному покрову в виде зависимостей динамического модуля упругости, плотности снежного покрова и толщины слоя снега на дорожном покрытии. Учитывая достаточную адекватность полученных данных, они могут быть рекомендована для использования в практике строительства и эксплуатации зимних лесных дорог.
Ключевые слова: снег, зимние лесные дороги, уплотненный снежный покров, динамический модуль упругости.
DEVELOPMENT OF REQUIREMENTS FOR COMPACTED SNOW COVER OF WINTER FOREST ROADS
The problem of improving the assessment of the transport and operational condition of winter forest roads operating in compacted snow cover is considered. Considering that forest roads in winter not only provide a timber transportation system, but also have a significant impact on the environment-forming function of the forest, it is necessary to consider the possibility of taking measures to ensure sustainable forest management, which imposes significant restrictions on the requirements for winter forest roads. As practice shows, for winter roads, compacted snow cover is most often used. The use of snow as a road building material causes significant difficulties, both in the construction and operation of winter forest roads. Thus, the appropriate methodology for assessing the transport and operational parameters of the compacted snow cover of winter roads, taking into account the natural and climatic conditions of operation, will allow solving the problem, which determined the purpose of this work. The aim of the research was to develop requirements for winter forest roads operating in compacted snow cover. The objectives of the research included an experimental assessment of the physical and mechanical properties of snow surfaces located in the timber bases of the Sverdlovsk region, as well as a set of field tests to assess the strength properties of snow surfaces using the dynamic elastic deflection method. The dynamic elastic deflection of the snow cover was measured using a dynamic density meter. The results of the work were the development of requirements for compacted snow cover in the form of dependences of the dynamic modulus of elasticity, snow cover density and snow layer thickness on the road surface. Given the sufficient adequacy of the data obtained, they can be recommended for use in the construction and operation of winter forest roads.
Key words: snow, winter forest roads, compacted snow cover, dynamic modulus of elasticity.