Рассылка

Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.



ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОТРАНСПОРТА НА ВЫВОЗКЕ ДРЕВЕСИНЫ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТОСТИ СЕТИ ЛЕСНЫХ ДОРОГ

Авторы: Р.Н.Ковалев, А.Н. Баранов, С.А. Бровкин, И.М. Еналеева-Бандура

В современных экономических условиях, в целях эффективной организации вывозки древесного сырья от поставщиков до потребителей, дополнительного исследования требуют вопросы оптимизации применения подвижного состава с учетом развитости сети лесных дорог. Поскольку очевидно, что снижение транспортной составляющей на вывозке древесного сырья может быть достигнуто посредством рационализации лесотранспортного процесса на базе выбора эффективной транспортно-технологической схемы организации использования транспорта леса. В этой связи в данной статье обозначено экономическое значение вывозки древесного сырья, как одной из наиболее значимых транспортно-технологических операций главного лесопользования. В статье произведен анализ научных трудов по отмеченной тематике, исходя из которого, было установлено, что вывозка древесного сырья от мест производства до мест потребления носит многовариантный характер, имеет прямую зависимость от технологических факторов и природно-климатических условий. Повышение эффективности вывозки древесного сырья производится посредством оптимизации технологических процессов, в основном, на базе инструментария математического моделирования. Но, не смотря на довольно обширный объем научных исследований в указанной области, как в России, так и за рубежом, взаимосвязь уровня развитости сети лесных дорог и эффективности использования лесотранспорта на вывозке древесины в специализированной литературе рассмотрена недостаточно подробно.

Учитывая обозначенное обстоятельство, в статье представлена авторская математическая модель, позволяющая определить эффективность использования лесотранспорта на вывозке древесины с учетом уровня развитости сети лесных дорог. Разработанная модель позволяет выявить оптимальную транспортно-технологическую схему вывозки древесины с точки зрения рациональности использования подвижного состава в условиях производственной среды региона, в целях снижения как финансовых, так и временных издержек. Выработанная авторами математическая модель основана на отраслевом подходе к объекту исследования, содержит элементы динамического и линейного программирования, базируется на тесной сопряженности предмета труда, производственной среды региона и уровня развитости сети лесных дорог.

Ключевые слова: эффективность использования лесотранспорта, математическая модель, вывозка древесины, уровень развитости, сеть лесных дорог.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF WOOD TRANSPORT FOR WOOD REMOVAL, ACCORDING TO THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE FOREST ROAD NETWORK

In modern economic conditions, in order to effectively organize the export of wood raw materials from suppliers to consumers, additional research is required to optimize the use of rolling stock, taking into account the development of the forest road network. Since it is obvious that the reduction of the transport component in the removal of timber raw materials can be achieved by rationalizing the timber transport process based on the choice of an effective transport and technological scheme for organizing the use of timber transport. In this regard, this article indicates the economic importance of the removal of wood raw materials, as one of the most significant transport and technological operations of the main forest management. The article analyzes scientific papers on the above topics, on the basis of which it was found that the export of wood raw materials from places of production to places of consumption is multivariate, has a direct dependence on technological factors and natural and climatic conditions. Increasing the efficiency of the removal of wood raw materials is carried out by optimizing technological processes, mainly on the basis of mathematical modeling tools. But, despite the rather extensive amount of scientific research in this area, both in Russia and abroad, the relationship between the level of development of the forest road network and the efficiency of using timber transport for timber removal in the specialized literature is not considered in sufficient detail.

Taking into account the indicated circumstance, the article presents the author's mathematical model, which makes it possible to determine the efficiency of using timber transport for timber removal, taking into account the level of development of the forest road network. The developed model makes it possible to identify the optimal transport and technological scheme for timber hauling from the point of view of the rational use of rolling stock in the working environment of the region, in order to reduce both financial and time costs. The mathematical model developed by the authors is based on a sectoral approach to the object of study, contains elements of dynamic and linear programming, and is based on the close relationship between the subject of labor, the working environment of the region and the level of development of the forest road network.

Key words: efficiency of forest transport use, mathematical model, timber removal, level of development, forest road network.