Рассылка
Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТОВ ОСНОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ЛЕСНОЙ ДОРОГИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЕЙНОСТИ
В работе представлены результаты исследований, связанных с выявлением причин появления колейности на опытном участке временной лесной дороги.Затраты на вывозку древесины тесно связаны с транспортно-эксплуатационными показателями лесных дорог и в частности, с ровностью покрытия дорожной одежды. Конструкция дорожной одежды обуславливается, в том числе и физико-механическими характеристиками активной зоны земляного полотна. Очень часто временные лесные дороги возводятся без разработки проектной документации и без проведения инженерно-геологических изысканий. Эти обстоятельства приводят к ошибкам при назначении конструкции дорожной одежды. Недостаточная прочность дорожной одежды вызывает преждевременные нарушения ровности покрытия и требуют дополнительных затрат на содержание дороги в работоспособном состоянии.
В статье приведены результаты наблюдения за вертикальными деформациямипокрытия участка временной лесной дорогина территории Пермского края. Наблюдение выполнялось в течение года, с перерывом на зимний период из-за снежного покрова.На дороге наблюдалось интенсивное колееобразование, и требовался периодический ремонт покрытия проезжей части. Для выяснения причин появления колейности были выполнены геодезические наблюдения за контрольными точками на поверхности покрытия дороги. Перед началом наблюдений были выполнены работы по отбору образцов грунтов в верхней части земляного полотна с целью определения их физико-механических характеристик. В результате наблюдения выяснилось, что суммарная величина вертикальных деформаций за год составила от 140 до 180 мм, что сопоставимо с толщиной дорожной одежды.
В дальнейшем планируется укладка геосинтетического материала по контакту дорожной одежды и земляного полотна и продолжение наблюдений за вертикальными деформациями покрытия опытного участка дороги.
Ключевые слова: лесные дороги, физико-механические характеристики грунтов, колееобразование, мониторинг, вертикальные деформации.
DETERMINING PHYSICAL AND MECHANICAL CHARACTERISTICS OF SOILS BASED ON A TEMPORARY FOREST ROAD AND IDENTIFYING THE REASONS FOR RUTTING FORMATION
The paper presents the results of studies related to identifying the causes of rutting on an experimental section of a temporary forest road. The costs of wood removal are closely related to the transport and operational performance of forest roads and, in particular, to the evenness of the road surface. The design of the road pavement is determined, among other things, by the physical and mechanical characteristics of the active zone of the roadbed. Very often, temporary forest roads are built without developing design documentation and without conducting geotechnical surveys. These circumstances lead to errors in the design of pavement structures. Insufficient strength of the road surface requires additional costs for maintaining the road in working condition.
The article presents the results of monitoring vertical deformations of the pavement of a section of a temporary forest road in the Perm region. The observation was carried out throughout the year, with a break in the winter due to snow cover. There was intense rutting on the road, and periodic repair of the roadway surface was required. To determine the causes of rutting, geodetic observations were made at control points on the road surface. Before the start of observations, work was carried out to select soil samples in the upper part of the roadbed in order to determine their physical and mechanical characteristics. As a result of the observation, it turned out that the total value of vertical deformations for the year ranged from 140 to 180 mm, which is comparable to the thickness of the road pavement.
In the future, it is planned to lay geosynthetic material at the contact between the road pavement and the subgrade and continue monitoring the vertical deformations of the pavement of the experimental section of the road.
Keywords: forest roads, physical and mechanical characteristics of soils, rutting, monitoring, vertical deformations.