Рассылка

Для того, чтобы получать уведомления о новых номерах журнала, оставьте свой E-mail адрес.



4 номер за 2021 год

Содержание 4 номера
за 2021 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСНЫХ ДОРОГ

Рассмотрены основные проблемы при организации строительного контроля лесных дорог путем использования современных информационных систем. В основе системы контроля качества рассматриваются основные положения об организации и функционировании дорожно-строительных лабораторий. А так, же система менеджмента-качества. Для лесных дорог, характерно использование материалов, которые работают в сложных природно-климатических условиях, поэтому оценка их физико-механическиххарактеристик сопряжена с рядом трудностей.Что приводит к значительному удорожаниюстроительствалесных дорог. Несмотря на наличие значительного количества независимых дорожно-строительных лабораторий, задача строительного контролядорожных покрытий лесных дорог, с приемлемыми эксплуатационными свойствами остается нерешенной. Таким образом, решить проблему позволит соответствующая методика по разработке требований к системе контроля качества строительства лесных дорог, что и определило цель настоящей работы. Целью исследований была разработка требований к информационной системе контроля качества строительства лесных дорог. В работе были решены следующие задачи:разработка требований к информационной системе контроля качества строительства лесных дорог;обоснование структуры информационной системы контроля качества. Результатами работы стало создание цифровой лабораторно-информационной системы. Выбраны основные показатели информационной системы контроля качества строительства дорог. Разработанная система качества имеет сложную блочно-функциональную структуры, позволяющей ей оперативно получать и обрабатывать информацию в реальном времени.Введение в структуру информационной системы контроля качества строительства блока «Формирования жизненного цикла лабораторной проб - цифрового двойника позволило целенаправленно получать дорожно-строительные материалы с заданными свойствами. Результаты созданияинформационной системы контроля качества могут быть рекомендованы для использования их в практике строительства лесных дорог расположенных в условиях Северного Урала.

Авторы: Э.Р. Ахтямов, И. Н. Кручинин, В.В. Побединский, Е.И. Кручинина, А.А. Чижов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ АВТОНОМНЫХ МОБИЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ДЛЯ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛЕСОСЕКИ И ЛЕСНОГО ТЕРМИНАЛА

В данной работе рассматриваются варианты схем энергетических установок для автономного энергообеспечения объектов лесозаготовки, таких как лесозаготовительные машины, трелевочные машины, оборудование лесных складов. В качестве топлива рассматривается топливная щепа из неиспользованных древесных остатков различных видов рубок естественной влажности. Представлен анализ вариантов технологических схем энергоустановок мощностью от нескольких сотен кВт до нескольких МВт. В статье предложены схемы энергоустановок на базе газогенераторов, твердотопливных теплогенераторов, газовых турбин открытого цикла, газовых турбин закрытого цикла и турбин органического цикла Ренкина. Рассмотренные схемы мобильных энергоустановок для работы в условиях лесосеки учитывают особенности открытого размещения в условиях холодного климата и отсутствия технического водоснабжения.

Авторы: П.Н. Анисимов

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОКРЫТИЙ ЛЕСНЫХ ДОРОГ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОБАВОК ИЗ ВСПУЧЕННОГО ВЕРМИКУЛИТА

Рассмотрены основные проблемы при строительстве асфальтобетонных покрытий лесных дорог путем использования современных дорожно-строительных материалов. Для лесных дорог, характерно использование материалов, которые способны обеспечить требуемые нормативные значения транспортно-эксплуатационного состояния.Обычные дорожно-строительные материалы не всегда способны обеспечить требуемые физико-механическиехарактеристики покрытий в сложных природно-климатических условиях. Это вызывает значительные осложнения пристроительствелесных дорог. Несмотря на ряд проведенных экспериментальных исследований, задача строительствадорожных покрытий с приемлемыми эксплуатационными свойствами остается нерешенной. Таким образом, решить проблему позволит соответствующая технология строительства и методика подбора составов асфальтобетонных покрытий, с улучшенными транспортно-эксплуатационными характеристиками, с учетом природно-климатических условий эксплуатации, что и определило цель настоящей работы. Целью исследований была разработка была разработка требований к технологиям строительства покрытий лесных дорог с добавкой из вспученного вермикулита. В работе были решены следующие задачи:разработка требований к асфальтобетонам с добавкой из вспученного вермикулита для покрытий лесных дорог; обоснование технологий строительства покрытий лесных дорог с добавкой из вспученного вермикулита.Результатами работы было создание технологии получения асфальтобетонной смеси с добавкой из вспученного вермикулита фракции от 0,5 св. 1,0 мм. Рекомендуемый расход составил от 0,3 до 0,4 % масс. от битума. Выбран температурный режим укладки асфальтобетонной смеси, который составил от 110 до 120 °С, Учитывая достаточную адекватность опытно-экспериментальных исследований, результаты создания технологии получения и укладки асфальтобетонной смеси с добавкой из вспученного вермикулита могут быть рекомендованы для использования в практике строительства лесных дорог, расположенных в сложных природно-климатических условиях.

Авторы: Э.Р. Ахтямов, И. Н. Кручинин, Е.И. Кручинина

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ НА БАЗЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Основной целью статьи является разработка математической модели оценки эффективности планирования создания и развития лесной транспортной сети на базе комплексного подхода. Постановка цели обусловлена следующим обстоятельством, что, несмотря на актуальность проблемы обеспечения эффективного эколого-социо-экономического развития территорий лесного фонда и имеющиеся научные достижения в этой области, как в России, так и за рубежом, в научной базе пока накоплен незначительный объем исследований, рассматривающих лесотранспортные системы как один из основных факторов, который в современных условиях хозяйствования способствует достижению цели устойчивого развития лесных территорий. Комплексное рассмотрение эколого-экономической эффективности планирования создания и развития транспортной сети на территории лесного фонда в научной литературе присутствует лишь косвенно и носит локальный характер.
В представленной статье предложен подход, в соответствии с которым формируется качественный критерий эколого – экономической оценки эффективности транспортной сети на территории лесного фонда в аспекте достижение максимума всех потенциальных доходов от многоцелевого лесопользования в сопряжении с экологической составляющей государственного проекта. Такой подход позволяет выстроить оптимальный баланс между экономическими и экологическими показателями проекта создания и развития отмеченной сети на основе критерия комплексной эколого-экономической эффективности. При решении поставленных в статье задач применялись методы и приемы экономического анализа, финансовой математики, экономико-математического моделирования, аналитической геометрии.

Авторы: Р.Н. Ковалев, И.М. Еналеева-Бандура, А.Н. Баранов, А.Н. Чемоданов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПА ПОТОКАПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Рассмотрена проблема повышения качества проектирования и сокращения сроков строительства дорожных покрытий автомобильных дорог. Отмечается, что существующие методы являются недостаточно корректными в случаях, когда исходные или промежуточные расчетные данные несут свойство неопределенностей различного вида. Проблема особенно актуальна в настоящее время, когда в стране реализуется Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».Для выполнениятаких стратегических планов развития дорожной отрасли необходимы новые более совершенные методы проектирования, в которых используются современные достижения информационных технологий. Одной из ответственных проектных процедур является определение длины технологического участка дороги при строительстве для выполнения за рабочую смену. Эта величина называется темп потока и влияет на все технологические параметры при устройстве дорожных покрытий. В работе предложено решение проблемы на основе интеллектуальной нечеткой системыопределения основной проектной характеристики дорожного покрытия – темпа потока, разработка которой и составила цель настоящей работы. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: 1) постановка задачи в содержательном виде; 2) разработка структуры обобщенной модели интеллектуальной системы; 3) введение нечеткости в задачу и определение переменных задачи; 4) разработка базы правил для нечеткого вывода; 5) выполнение нечеткого вывода для промежуточного слоя нейронечеткой сети; 6) Выполнение нечеткого вывода для выходной переменной в системе Matlab; 7)Реализация в компьютерной программев среде Simulink модели интеллектуальной системы Результатом исследований является разработанная интеллектуальная система для определения темпа потока при устройстве дорожного покрытия и программная реализация модели в средеMatlab.Практическое применение результатов предусмотрено для проектирования технологических параметров дорожных покрытий.

Авторы: В.В. Побединский, C.И. Булдаков, И.Н. Кручинин, С.В. Ляхов, Е.С. Анастас, И.А. Карабутова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕФОРМИРУЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ФАНЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ СКЛЕИВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы совершенствования технологии получения новых видов фанерной продукции с улучшенными эксплуатационными свойствами (внешним видом). Формирование поверхностного профиля на лицевой поверхности существенно улучшает декоративные свойства. Это позволяет применять фанеру из древесины с невыразительной текстурой в качестве отделочных материалов. Декоративный рисунок на лицевой поверхности создается при деформирующей обработке шпона в процессе его склеивания. Для исключения появления поверхностных разрывов и трещин проведено моделирование деформирующей обработки шпона в процессе склеивания фанеры с поверхностным рисунком. Теоретически установлена и экспериментально подтверждена физическая сущность деформирующей обработки шпона матрицей сложного профиля. Установлен механизм и характер взаимосвязанных явлений, сопровождающих процесс формирования рельефа на лицевой поверхности фанеры. Моделирование деформирующей обработки производилось методом конечных элементов с помощью плоской модели. На основе, результатов экспериментальных и теоретических исследований установлены геометрические размеры матрицы сложного профиля, применение которой исключает появление поверхностных разрывов и трещин. Доказано, что для обеспечения целостного рельефного рисунка на поверхности фанеры необходимо увеличивать радиус закругления кромок пресс-формы: при давлении 1,5 и 2 МПа пресс-форма должна иметь радиус закругления кромок не менее 2 мм. Предложенная модель также позволяет установить рациональные режимные параметры режима склеивания - температуру плит пресса, давление и длительность выдержки под давлением, при которых обеспечивается высокое качество лицевой поверхности изделий.

Авторы: А.А. Лукаш, Н.П. Лукутцова, В.А.Романов, О.Н. Чернышев

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОГРАММНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА ПАРТИИ ХВОЙНЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Проблема повышения точности и автоматизации учета круглых лесоматериалов, по-прежнему стоит достаточно остро. В отечественной и зарубежной практике используются различные ручные поштучные методы измерения объёма, как с учётом, так и без учёта коры. К ним относятся метод концевых сечений, метод серединного сечения, метод усечённого конуса. В то же время всё чаще используются автоматизированные методы, чаще всего секционный. Развиваются и групповые методы определения объёма. В дополнение к ручному штабельному методу в учётной практике используются весовые методы, построение 2-D и 3-D моделей на базе фотографической и лазерной съёмки. Однако весьма часто отсутствует нормативное регулирование вопросов учёта лесоматериалов: какой метод и когда применять, какие погрешности измерений допустимы, что делать с расхождениями и т.п. К настоящему времени разработаны пакеты прикладных программ, основанные на машинном зрении, которые позволяют существенно сократить трудоемкость операций по измерению объемов круглых лесоматериалов в плотном штабеле или на автолесовозе. В статье показано, что при программном определении объема хвойных лесоматериалов непосредственные оценки завышены по сравнению с контрольными. Распределение относительных отклонений оценок от контрольных значений не подчиняется нормальному закону распределения. Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства» Арктического государственного агротехнологического университета.

Авторы: О.А. Куницкая, Н.Л. Беляев, Е.Г. Хитров

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НИЗКОКАЧЕСТВЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ МЯГКОЛИСТВЕННЫХ ПОРОД С ПОЛУЧЕНИЕМ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Разработана технология переработки низкокачественной древесины мягколиственных пород, предназначенных для производства композиционных материалов. Представлен анализ выбора в качестве исходного сырья древесины мягколиственных пород, а также метод предварительной модификации древесного наполнителя, для дальнейшего использования в производстве композиционного материала. Получены зависимости влияния процесса модификации древесного наполнителя на физико-механические свойства композиционного материала.

Авторы: Э.Р. Хайруллина, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев

ПРИМЕНЕНИЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КЛЕЕНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Данная работа посвящена изучению воздействия высокочастотной плазмы на поверхность древесных материалов с целью повышения адгезии связующих к древесине. Представлена технология проведения процесса низкотемературнойплазменной обработки, приведены результаты исследования. Доказано влияние мощности и продолжительности ВЧ плазменной модификации. Выявлено, что при увеличении мощности и продолжительности ВЧ плазменной обработки смачиваемость поверхности образца увеличилась. Представлен сравнительный анализ глубины пропитки древесины пропитывающими веществами. Предложенная технология обработки древесины низкотемпературной ВЧ плазмой актуальна в производстве большепролетных клееных деревянных конструкций.

Авторы: Р.Р. Хасаншин, К.В. Саерова, Н.Р. Галяветдинов, Р.В. Салимгараева, Ш.Р. Мухаметзянов, Р.Р. Сафин

ИССЛЕДОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИОРАЗЛАГАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ДРЕВЕСНОГО СЫРЬЯ

Данное исследование посвящено оценке санитарно-гигиенических показателей биоразлагаемых материалов на основе лигноуглеводного (древесного) сырья, оценке возможного воздействия самих изделий и продуктов их деструкции на окружающую среду, а также сопоставление полученных результатов с торговым (коммерческим) биоразлагаемым материалом.Объектом исследования являются пластики безсвязующего (ПБС).При выполнении работы изучалось биоразложение материалов в окружающей среде, их деструкция с последующей эмиссией компонентов, которые могут оказывать неблагоприятные воздействие на экологические и санитарно-гигиенические показатели атмосферного воздуха, почвы и поверхностных и подземных водных объектов Оценкапластиков по санитарно-гигиеническим показателям осуществлялась по выделению формальдегида, по изменению pH почвы и воды.

Авторы: А.В. Артёмов, А.В. Савиновских, В.Г. Бурындин, А.С. Ершова

КОНДЕНСАТОР СМЕШЕНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ПИРОЛИЗНЫХ ГАЗОВ

Переработка древесных отходов это перспективное и экономически выгодное направление современной экономики. Методов переработки отходов много, но не все они экономически обоснованы и безвредны для экологии. Одним из методов переработки сочетающим в себе два этих немаловажных фактора является кондуктивный пиролиз. Суть данного метода состоит в термолизе отходов без доступа кислорода, в результате чего образуются: уголь, дистиллят, газы. Круг применения угля очень широк, но его можно расширить, активировав его паром, тем самым раскрыв микропоры угля, значительно увеличивая его адсорбционные свойства. Дистиллят и газы при отделении от сухого остатка представляют собой смесь называемую пиролизными газами, доля этой смеси составляет 60% и более от массы перерабатываемого сырья. Чтобы газы и дистиллят стали высококачественным топливом их необходимо отделить друг от друга. Для сепарации газа от жидкости применяют конденсаторы паров. Применение стандартных нефтегазовых сепараторов для разделения пиролизных газов нецелесообразно, ввиду высокой смольностипиролизных газов. Для энерго- и ресурсосберегающей непрерывно действующей установки производства активированного угля предлагается сепаратор непрерывного действия, предназначенный для разделения пиролизных газов на фракционные составляющие: пиролизного дистиллята, неконденсирующегося горючего газа и воды. В статье представлена конструкция сепаратора, представлены новые элементы конструкции для оптимизации работы сепарационной установки разделения пиролизных газов, внедренной в конструкцию установки производства активированного древесного угля. Описан принцип работы сепаратора, дана схема его устройства с описанием принципа работы его отдельных конструктивных элементов. Дана методика расчета сепаратора, позволяющая определить геометрические параметры сепаратора.

Авторы: Р.Г. Сафин, В.Г. Сотников, Д.Г. Рябушкин, К.А. Ланкин, Р.А. Мифтахов

ПОЛУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ДРЕВЕСНО-ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИТОВ С ПОВЫШЕННОЙ БИОСТОЙКОСТЬЮ

Получена серия образцов древесно-полимерных композитов с поливинилхлоридной полимерной матрицей и древесным наполнителем, предварительно обработанным препаратом Ултан. Расход препарата Ултан варьировался от 0 до 10 г на 100 г наполнителя. Была произведена оценка влияния расхода препарата Ултан на скорость биоразложения образцов ДПКт в активном грунте и их физико-механические свойства. Установлено, что использование препарата Ултан в качестве антисептика для обработки древесного наполнителя является эффективным способом снизить скорость биодеструкции ДПКт в грунте: при расходе 1 г препарата на 100 г наполнителя показатель потери массы образцами ДПКт за 120 суток выдержки в активном грунте уменьшился более чем в 8 раз. Дальнейшее увеличение расхода антисептика показало низкую эффективность. Введение препарата Ултан в состав древесного наполнителя для ДПКт в целом негативно влияет на большинство физико-механических свойств материала: наблюдается снижение показателей твердости, модуля упругости при сжатии, ударной вязкости, прочности при изгибе, рост плотности и водопоглощения.Влияния расхода препарата Ултан на температуру размягчения по Вика не выявлено. Для опытно-промышленной апробации может быть рекомендовано применение наполнителей, модифицированных препаратом Ултан в количестве, не превышающем 1 г антисептика на 100 г наполнителя.

Авторы: П.С. Захаров, Д.Д. Чирков, А.Е. Шкуро